Добрый день. Меня зовут Кирилл Владимирович Никитенко, я врач-стоматолог. Маляр с пятнадцатилетним стажем смотрит, как окрашены стены у соседского дома. Автомобильный мастер слушает, как работает двигатель у проезжающего мимо автобуса. Я смотрю на зубы у прохожих.
Удивительно, но многие люди спокойно относятся к тому, что у них отсутствуют зубы. Конечно же, передние зубы теряют редко. Они всегда на виду, всегда являются элементом внешнего вида, многие психологи считают, что передние зубы отвечают в числе прочего за самоидентификацию личности. Ходить без передних зубов могут себе позволить немногие. Например, хоккеисты).
Но вот с задними зубами беда. Премоляры, это малые жевательные зубы, отсутствуют примерно у каждого десятого. Причем не просто отсутствуют и перекрыты мостами или имплантантами, а отсутствуют именно так, что в зубном ряду дырка. Больше того, на обложке рекламного глянцевого журнала известной сети электроники была фотография широко улыбающегося актера - ведущего выпуска, у когорого отсутствовал второй премоляр. К сожалению, отсутствующий зуб сегодня воспринимается как норма, что не может не огорчать.
Но шут с ним с актером и его пятеркой. Отсутствующий моляр, большой жевательный зуб, сегодня встречается у каждого четвертого. Естественно, я говорю о незамещенном дефекте, когда зуба нет, и с этим ничего не сделано. Отсутствующие два моляра имеются у каждого восьмого. Полное отсутствие моляров с одной стороны у каждого двадцатого, это, на минуточку двадцать тысяч человек в Краснодаре. Полное отсутствие боковых зубов, то есть когда совсем нечем жевать, у каждого восьмидесятого-сотого. Есть от чего заволноваться.
А ведь отсутствующие боковые зубы это не только некрасиво. Прежде всего, это плохо потому, что функция жевательных зубов волей-неволей перебирается на передние зубы. «Нет, говорит мне пациент, мы кушаем кашу и пюре, ее жевать не нужно.» А я напоминаю ему, что смыкание зубов во время еды - сама по себе нагрузка немаленькая, но она не единственная. Все помнят, что любой человек, особенно если за день устал или нанервничался, может скрипеть зубами во сне. Нагрузка при этом может достигать трехкратной по сравнению с обычным жеванием. Само собой, это ломает передние зубы, которые остались без поддержки задних.
Вторым по важности моментом я считаю нагрузку на сустав. При наличии боковых жевательных зубов обычно на пережевывание одного кусочка пищи требуется около 15-25 жевательных движений. При отсутствии всего одного жевательного зуба эффективность падает сразу на 8-15%. Это значит, что в среднем приходится делать на 2-3 движения больше. Вроде бы, немного. Но при отсутствии уже трех жевательных зубов эффективность жевания снижается сразу на 15-40%. Сустав с таком случае делать на 4-10 движений под нагрузкой больше. На секунду, считается, что минута работы сустава под нагрузкой сопоставима с пятью-семью ненагруженными минутами. Если в среднем прием пищи увеличивается на семь минут, и это происходит трижды в день, то дополнительные двадцать минут жевания нагружают сустав как два часа непрерывного чтения вслух. Попробуйте два часа почитать вслух. Если вы не профессиональный диктор, это будет непросто.
Третьим, и гастроэнтерологи назовут его главным, моментом в отсутствии жевательных зубов является недожеванность пищи. Беда в том, что передние зубы не предназначены для пережевывания пищи. Их задача откусить, а затем язык и щеки в норме передают кусочек пищи назад, к молярам. В случае же потери моляров функцию жевания принимают на себя острые плоские передние зубы. Пробовали ножом забить гвоздь? Зубы вынуждены стираться, чтобы получилась хоть какая-то площадка. Высота зубов становится ниже, их эстетика меняется в худшую сторону, кроме того снижается высоты нижней трети лица (это все, что ниже носа), закладываются глубокие носогубные морщины, и лицо приобретает старческий вид.
Есть еще пара моментов. Есть механизм, благодаря которому задние зубы стремятся вперед, нижние вверх, а верхние вниз. Благодаря этому механизму зубы выстраиваются в сплошной ряд и смыкаются друг с другом. Стоматологи знают этот механизм как феномен зубоальвеолярного удлиннения, или как феномен Попова-Годона. Пока все зубы на месте, этот механизм работает нам на пользу. Но как только произошла потеря одного из зубов, начинают происходить удивительные вещи: задние зубы начинают наклоняться вперед, а противоположные выдвигаются в пробел. Тут сразу два неприятных эффекта: во-первых, наклонившиеся задние зубы получают жевательную нагрузку не вдоль своей оси, а под углом, что постепенно ускоряет скорость наклона. При определенном угле наклона, это градусов 25-35, под зубом появляется костный карман, который имеет склонность к воспалению, и такие зубы доктора предпочитают убирать. Второй неприятный эффект заключается в том, что зуб другой челюсти, с которым контактировал удаленный, начинает выдвигаться в образовавшееся пустое место. Немного сложно объяснить, но факт - природа заполняет пустоту. Со временем этот выдвинувшийся зуб начинает мешать выдвижению нижней челюсти вперед и мешает установке моста или имплантанта.
Чтобы все это не происходило, зуб нужно вставить сразу после удаления. Имплантант можно поставить непосредственно сразу после, буквально через пять минут, а мост вставлять можно начинать через два месяца, когда полностью заживет кость.